/Транспорт/

Президентская библиотека – к 120-летию Западно-Сибирской железной дороги

28 октября 2016 года с 9:15 до 10:30 в Президентской библиотеке состоится презентация межрегионального историко-культурного проекта, посвящённого 120-летнему юбилею Западно-Сибирской железной дороги – одного из главных участков Транссибирской магистрали. В рамках проекта будет представлена мультимедийная выставка с указанием городов, через которые пролегает Западно-Сибирская железная дорога, и электронная коллекция на портале библиотеки. На презентации выступят участники проекта – представители региональных центров Президентской библиотеки из Новосибирска, Челябинска, Кургана, Омска, Томска, Кемерова и Барнаула, которые расскажут о вкладе своих территорий в создание дороги.

Основная цель проекта – показать историю строительства и становления Западно-Сибирской железной дороги на основе печатных изданий, хранящихся в фондах региональных библиотек; эти издания и легли в основание коллекции Президентской библиотеки.

В электронной копии статьи В. Картамышева «Сибирская железная дорога» (1889) написано: «Устройство непрерывного пути от Челябы, Оренбурга, Златоуста или Тюмени до Владивостока или Пекина составляет такое предприятие, которое по своей стоимости, техническим трудностям и будущему мировому культурному значению не уступает значению прорытия Суэцкого и Панамского каналов, ни сквозных, от океана до океана, дорог Америки, ни постройки Средне-Азиатской железной дороги, если считать последнюю как звено индо-европейского железного пути».

В находящемся также в электронном фонде Президентской библиотеки сборнике «Сибирь и Великая Сибирская железная дорога» (1893), приуроченном к празднованию четырёхсотлетия открытия Америки и выставке в Чикаго, описывается, как министр финансов России С. Ю. Витте поручил Департаменту торговли и мануфактур составить «для Всемирной Колумбовой Выставки в Чикаго описание как Сибири, страны малоизвестной иностранцам, так и Великой Сибирской железной дороги».

Несмотря на громадность материальных затрат и необходимость тянуть нитку железной дороги «от Челябы до Владивостока», Россия твёрдо приняла на себя обязательства по выполнению такого непростого предприятия, меняющего не только ситуацию в России в целом, но и судьбу бескрайнего таежного Зауралья.

В книге «Великая сибирская железная дорога» (1901) отмечается: «Важное значение для подъёма экономической жизни Сибири имели также мероприятия Комитета Сибирской железной дороги по улучшению судоходных условий сибирских рек и в особенности р. Амура и о. Байкала. На некоторых из рек организовано казенное пароходство. …Ввиду упорядочения торгового обмена со странами Дальнего Востока – Китаем и Японией – Комитетом Сибирской железной дороги устроен коммерческий порт во Владивостоке, снабжённый на зимнее время сильным ледоколом».

Дорога была построена в период с 1891 по 1916 год за счёт средств казны. Протяжённость её на 1899 год составляла 1408 километров. Сегодня развёрнутая длина главных путей магистрали составляет 9020,1 километра. Значение дороги для экономики России (и не только) трудно переоценить, ибо, как было написано в процитированном выше издании, «Великая Сибирская железная дорога принесёт пользу не одной России: она окажет большую услугу материальной и духовной культуре человечества, и с этой точки зрения приобретёт значение и интерес для всего цивилизованного мира».

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Просмотров: 326 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив