/Здоровье/

«Мы работаем над тем, чтобы у нас не было непрофильной летальности»

Ведущие кардиологи Астрахани рассказали РП о современных проблемах и достижениях в лечении болезней сердца
В Астрахани состоялся форум «Неотложная кардиология», на котором собрались ведущие кардиологи со всех регионов южного федерального округа. «Русская планета» узнала у главных врачей ведущих кардиологических учреждений, что изменилось в астраханской кардиологии за последние годы.
Астраханская кардиология — одна из самых молодых в России. Ее история началась в 2009 году с открытием федерального центра сердечно-сосудистой хирургии, который рассчитан на обслуживание всех регионов Северного Кавказа и ЮФО.
– До 2009 года мы у себя в кардиодиспансере могли только проводить отбор пациентов, подготовку к оказанию высокотехнологичной помощи, заводить их в федеральный мониторинг, — рассказала РП главный кардиолог Астраханской области, замдиректора областного кардиодиспансера Лилия Хилова. — С 2009 года мы стали направлять пациентов, например, на коронарографию (рентгенконтрастный метод исследования, который является наиболее точным и достоверным способом диагностики ишемической болезни сердца. — Примеч. РП) в федеральный кардиоцентр, который на тот момент только открылся. В начале работы центра мы не испытывали проблем с очередями. Люди в регионах еще мало знали об этом учреждении, серьезной углубленной политики по лечению проблем сердца на государственном уровне не проводилось и выделяемой федеральным Минздравом квоты вполне хватало на жителей нашего региона.
Однако начиная с 2012 года поток пациентов в регион стал постепенно увеличиваться, продолжает Лилия Хилова. Выделяемая на год квота — около 5 000 операций в год — практически не росла. Астраханским пациентам ничего не оставалось, как ожидать своей очереди на операцию по нескольких месяцев.
– Чтобы как-то помочь людям, мы со второй половины 2013 года на своем региональном уровне открыли два центра на базе областной клинической больницы и городской клинической больницы имени Кирова, в которые была приобретена современная техника, — говорит кардиолог. — Теперь жители могут на месте делать коронарографию, у нас же проводятся операции по рентгенэндоваскулярной хирургии при остром коронарном синдроме, когда все вмешательства производятся без разрезов — через небольшие проколы на коже в специальной рентгенооперационной. В отличие от Ростова и Краснодара, где такие методы появились еще в 2005–2006 годах, для нашего региона они стали своеобразным прорывом только 2–3 года назад.
Итоги этой деятельности не заставили себя долго ждать. По словам Хиловой, по итогам 2015 года в регионе зафиксировано снижение смертности из-за острого коронарного синдрома по сравнению с 2014 годом на 20,4% или на 185 случаев, по хронической ишемической болезни сердца — на 5,3% или на 208 случаев, по прочим цереброваскулярным болезням, а также их последствиям — на 29,3% или на 152 случая. В целом же в 2015 году смертность от сердечно-сосудистой патологии по сравнению с 2014 годом стала ниже на 7%. Кроме того, ее уровень на 3% ниже значения по ЮФО и на 7% — по стране.
Однако, как отмечает главный кардиолог региона, главная проблема областных сосудистых центров в том, что в них не оказывается высокотехнологичная медицинская помощь при плановых операциях. В регионе нет своей кардиохирургии грудной полости. На это рассчитан только федеральный кардиоцентр, в котором люди ожидают своей очереди на операцию по несколько месяцев.
– Например, если требуется установить стент (упругая металлическая или пластиковая конструкция, которая помещается в просвет полых органов и обеспечивает расширение участка, суженного патологическим процессом. —Примеч. РП), то человек может ждать до трех месяцев, а если это какая-то полостная операция, требующая замены клапана или шунтирования, то своей очереди можно ждать и до пяти месяцев. На данный же момент 1200 из 5000 операций в год в федеральном кардиоцентре проводятся жителям Астраханской области, — говорит Лилия Хилова.
Также в регионе сохраняется достаточно высокий уровень клинической смертности — около 20%.
– Мы сейчас работаем над тем, чтобы у нас не было непрофильной летальности. Чтобы людям, например, умирающим от онкозаболеваний, не ставили посмертный диагноз инфаркт. Но для этого должно пройти еще несколько лет, — уверена Хилова.
Еще одной бедой областной кардиологии является отдаленность северных районов региона от областного центра, где расположены два сосудистых центра. Например, 5 из 11 районов распложены в 300–400 км от Астрахани, что тем самым затрудняет доставку больных. В этом случае пациентам делается тромботическая терапия на месте, и их все равно везут в областной центр. По словам главного кардиолога области, в таких случаях обычно время исчисляется в минутах, и именно из-за этих районов в основном получается такой большой показатель по клинической смертности. В первой половине 2015 года пациенты с болями в области сердца доставлялись не в кардиологические, а в терапевтические отделения районных больниц, не получали своевременную помощь и умирали, говорит Хилова.
Отвечая на вопрос РП о конкретных достижениях астраханских кардиологов в научной сфере, Лилия Хилова пояснила, что говорить об этом рано: в областном центре этой проблеме стали уделять повышенное внимание совсем недавно. Сейчас же первоочередная задача состоит в том, чтобы второй ангиограф, находящийся в больнице имени Кирова, заработал с мая круглосуточно, а не только днем, как сейчас.
Заведующая сосудистом центром при областной клинической больницеЕлена Липницкая рассказала РП, что за последние годы оказание помощи больным с неотложными состояниями с острым коронарным синдромом сегодня в хорошем темпе совершенствуется.
– У нас используются высокотехнологичные методики в лечении коронарного синдрома: это и хирургическое вмешательство — стентирование, это и четко выстроенная маршрутизация при движении пациентов с этим заболеванием, это и применение современных качественных медикаментов, — говорит врач. — Все те рекомендации в лечении, которые выходят, например, в Европе, они интерполируются автоматически и на нас на практике. Например, последние европейские рекомендации, которые вышли в августе 2015 года, уже применяются и у нас. Причем все эти операции полностью доступны нашим гражданам по линии обязательного медицинского страхования без какой-либо платы с их стороны.
Врач-кардиолог, заведующий кафедрой госпитальной терапии Астраханского государственного медицинского университета Алексей Демидов считает, что при всех нынешних позитивных сдвигах в сфере лечения болезней сердца в регионе до сих пор есть проблемы с недостатком кардиохирургов:
– Да, у нас по линии ОМС стали оплачивать коронарографию и шунтирование, но первоклассных врачей-кардиохирургов у нас на региональном уровне катастрофически мало — 0,2 хирурга на 10 тысяч человек населения. Ну и кроме того, я как практик могу сказать: сейчас врачей нагрузили работой с документами и вместо того, чтобы больше заниматься больным, мы большую часть времени сидим и пишем, — заключил профессор.
Источник: http://astrakhan.rusplt.ru/
Просмотров: 1 230 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.