/Культура/

День народного единства: история праздника

4 ноября 2016 года в стране будет отмечаться один из важнейших государственных праздников – День народного единства. Праздник уходит своими корнями далеко в прошлое, официально он был учрежден лишь в 2005 году и в этом году будет отмечаться в 11-й раз.

С каждым годом событие становится популярнее и масштабнее. Например, в Московском Кремле традиционными для этого дня стали торжественные приемы с концертной программой.
На рубеже XVI и XVII веков для России сложилась критическая ситуация как внутри страны, так и на внешнеполитической арене. На фоне нескольких неурожайных лет и голода страна осталась фактически без правителя, поскольку род Рюриковичей прекратился. Закономерно началась борьба за власть между влиятельными людьми, попытки захвата территории соседними государствами, восстания. Правителем Руси, хоть и номинально, был потомок правителей Золотой Орды Саин-Булат хан. Следующий царь, Федор Годунов, был предан и убит стрельцами, в польский плен был отдан Василий Шуйский, периодически претендовали на престол лжесыновья Ивана Грозного. Польские интервенты разоряли государство. «Кроме польских солдат бесчинствовали и черкесы, и свои русские из Московского государства воры. Власти не было. Оттого в русском народе настала большая распущенность», – описывает эти события Н. И. Костомаров в книге «Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила».
Сплочение народа было единственным выходом из сложившейся ситуации. Значимую роль в этом объединении сыграла церковь, в частности архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий. Он составил грамоту, которую переписывали и рассылали в разные города. Она гласила: «Сами видите близкую конечную погибель всех христиан. Где только завладели литовские люди, в каких городах, какое разорение учинилось московскому государству. <…> Где народ общий христианский?». Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород, где жил посадский староста Кузьма Минин-Сухорук. Ему удалось сплотить вокруг себя новгородцев, и впоследствии он отвечал за сбор средств и казну. В деле военном на передовой оказался князь Дмитрий Пожарский. Знакомясь с произведением Н. И. Костомарова, можно не только увидеть стилистику языка той эпохи, но и проследить появление многих фразеологизмов, например выражения «приложить руку».
Как уже отмечалось, церковь сыграла значимую роль в вопросе сохранения русского государства и народа. Поэтому среди религиозных праздников также значится дата 4 ноября. В православии этот день посвящен Казанской иконе Божьей Матери. Именно эта чудотворная икона была прислана специально из Казани, и с ней 22 октября 1612 года (4 ноября по новому стилю) вошли в Китай-город, освободив его от захватчиков, князья Пожарский и Трубецкой.
Итоги этого исторического этапа – периода изгнания интервентов и окончания Смутного времени на Руси – очень четко описывает в своей книге «Смутное время: очерки и рассказы» Г. П. Георгиевский: «Это не было крушением прежних порядков и водворением новых, хотя и переживались всякие бедствия, и много было недовольных. Это было глубокое потрясение, великое шатание царства, из которых оно, однако, вышло обновленным и укрепленным на старых основаниях и порядках».
Сегодня в Москве в память о великом подвиге Минина и Пожарского установлен памятник. Надо отметить, что возводили его тоже общими силами. В 1809 году были открыты так называемые подписки на добровольные приношения, которые длились два года. Более 10 тысяч жертвователей из разных губерний и волостей перечислены в книге 1818 года «Историческое описание монумента, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому в столичном городе Москве…». Интересно, что гранитное основание для фигур Минина и Пожарского было доставлено водным путем с берегов Финского залива из Петербурга.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Просмотров: 1 305 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.