/Культура/

Жизнь и творчество архитектора Карла Росси

29 декабря 2016 года исполняется 241 год со дня рождения выдающегося зодчего Карла Ивановича Росси, судьба которого прочно связана с Санкт-Петербургом, городом, где архитектор сумел воплотить в жизнь свои самые грандиозные замыслы. Президентская библиотека, которая расположилась в историческом здании Синода – одного из проектов Росси, – бережно сохраняет наследие мастера. В ее фонде в виде электронных копий хранятся как изображения архитектурных шедевров зодчего, сделанные в разное время, так и материалы о его жизни и деятельности. К 180-летнему юбилею архитектурного комплекса на Сенатской площади для посетителей библиотеки была открыта выставка, охватывающая весь период истории Синода.

Карло ди Джованни Росси появился на свет в Неаполе. Еще ребенком он переехал в Россию вместе с родителями – его мать, известная танцовщица екатерининской эпохи, была замужем за балетмейстером одного из петербургских театров. «Неизвестно, где он получил свое первоначальное образование, но мы знаем, что с раннего детства он живет у архитектора Бренны, который его воспитывает и обучает архитектуре. На службу поступил он в 1795 году архитекторским помощником. В 1796 году зачислен в ведомство Кабинета Его Величества помощником Бренны по постройкам его в Павловске и Гатчине. В 1802 году Росси преподносит императору свои рисунки, и в том же году Бренна просит о двухлетнем отпуске для себя и Росси для совместного путешествия за границей. В Италии Росси обучался в Флорентийской Академии и, вернувшись в Россию, получил в 1806 году звание архитектора», – так описывает первые творческие шаги Карла Росси И. Грабарь в третьем томе своей масштабной работы «История русского искусства», который посвящен петербургской архитектуре XVIII и XIX веков. С электронной копией раритетного издания 1912 года можно ознакомиться в открытом доступе на портале Президентской библиотеки.

Первой большой работой Росси в Санкт-Петербурге стал Елагинский дворец. Его по распоряжению императора Александра I архитектор перестроил для вдовствующей императрицы Марии Федоровны из небольшого здания. «Общая планировка дворца, прилегающих служб и парка с очаровательными садовыми павильонами и прекрасная внутренняя отделка дворца сразу доказали всем, и императору Александру I, какого большого мастера получил Петербург в лице Росси. И вслед за этой работой Росси получает от императора одну за другой крупные работы в городе», – пишет И. Грабарь.

Архитектор действительно реализует по-настоящему масштабные проекты: ансамбль Михайловского дворца (сегодня это Русский музей) с прилегающими к нему садом и площадью, ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяженными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси). Особо стоит отметить созданный им ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и триумфальной аркой, где архитектор применяет смелый прием: так как Морская улица подходит к Дворцовой площади под углом, то Росси перекинул через нее не одну, а две арки, что усилило красоту всего сооружения.

«Какой размах, какая ширь архитектурных помыслов! Этот человек рвался строить целые площади и улицы. Римляне – вот кто были его учителями, и с ними он хотел сравняться в своей архитектуре. Грандиоз и роскошь римских сооружений времен Агриппы, Адриана, Каракаллы манили его воображение, и он мечтал из Петербурга сделать второй Рим», – такими словами И. Грабарь объясняет творческий размах архитектора.

Одним из главных творений Росси стал проект комплекса зданий Сената и Синода, где сегодня расположились Конституционный Суд и Президентская библиотека – первая электронная библиотека России. И здесь архитектор остался верен своим грандиозным замыслам – он создал почти целый квартал. И. Грабарь отмечает: «Опять Росси не может ограничиться постройкой одного или двух зданий для двух учреждений. Душа его рвется создавать гораздо большее – ему нужно строить города. Он необыкновенно удачно использовал мысль о самостоятельности Сената и Синода, составляющих в то же время как бы одно целое, и проектирует два одинаковых корпуса – один для Сената, другой для Синода. Эти два корпуса он искусно соединяет одной очень парадной и очень роскошной аркой, перекинутой над Галерной улицей. Торжественная архитектура с четырьмя парами коринфских колонн, увенчанных бронзовыми ангелами, и роскошный аттик, увенчанный бронзовой же статуей Фемиды, составляют центр этой композиции».

Портрет Карла Ивановича Росси сегодня встречает посетителей на входе в Президентскую библиотеку, здесь же находится копия проекта фасада зданий Святейшего Синода и Правительствующего Сената, утвержденного 5 июля 1832 года. Читатели библиотеки могут ознакомиться с цифровыми копиями уникальных документов, посвященных как архитектурному комплексу на Сенатской площади, так и становлению государственных институтов Сената и Синода.

Президентская библиотека постоянно пополняет свои фонды материалами, раскрывающими историю не только Санкт-Петербурга, но и других российских городов, страны в целом. На сегодняшний день это уже более 500 тысяч электронных копий книжных и периодических изданий, архивных документов, фотографий, аудиовизуальный контент и многое другое. Около 140 тысяч документов находятся в открытом доступе на интернет-портале.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Просмотров: 1 131 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.