/Поздравляем/

Как Россия запускала первый «Салют»

19 апреля 1971 года на околоземную орбиту с космодрома Байконур стартовала первая в мире обитаемая космическая станция.

Сегодня новости об очередном эксперименте или завершении цикла работ на орбитальной Международной космической станции волнуют гораздо меньшее число людей, чем, скажем, три десятка лет назад. Да и не факт, что вообще волнуют: человечество, попробовав вырваться в космос и застряв на околоземной орбите, вернулось к традиционным земным заботам. А ведь еще совсем недавно, каких-то 45 лет назад, человек только-только начал осваивать ближний космос, построив в нем первый дом! Ведь первая обитаемая орбитальная станция «Салют-1» была запущена на орбиту 19 апреля 1971 года — и стала первой подобной станцией в мире. Тогда эта новость произвела, ну разве что чуть меньшее впечатление на человечество, чем случившееся десятью годами ранее, когда в космос отправился первый человек (кстати, тоже русский — Юрий Гагарин).

К тому моменту, как космический корабль «Восток-1» с первым космонавтом Земли на борту готовился к старту, работа над обитаемой орбитальной станцией уже переходила от стадии обсуждения концепции к стадии первых планировочных чертежей. Ведь дискуссия о том, какой быть станции — постепенно собираемой из отдельных частей, доставляемых на орбиту кораблями, или единой, «заброшенной» в рамках одного запуска и сразу готовой к эксплуатации, начались еще в середине 1950-х. Сторонником модульной системы был Сергей Королев и его подчиненные из ОКБ-1, и поначалу всем казалось, что авторитет «главного по космосу» перевесит все аргументы противников. Но вышло иначе. Военные — а именно они были главными заказчиками орбитальной станции, которая должна была взять на себя функции разведывательного поста в космосе, — спешили и не хотели ждать. И потому им больше пришлось по душе предложение ОКБ-52 и его руководителя Владимира Челомея, который отстаивал идею запуска готовой станции. Причем он же сразу предложил и идею использовать для этого разработанные в «пятьдесят втором» тяжелые ракеты-носители «Протон».

Все бы ничего, но предложение Владимира Челомея, при всех его плюсах, обладало одним минусом. Поскольку станцию запускали с помощью уже имеющейся ракеты, ее габариты не могли быть больше, чем допускали возможности «Протона», он же УР-500, а они были достаточно скромными. Поэтому станция в итоге получилась достаточно тесной: максимальный диаметр ее составлял всего лишь 4,15 м, а основного обитаемого отсека — и того меньше, 2,9 м. И поскольку существенная часть внутреннего пространства «съедалась» конструктивными элементами и оборудованием, обитаемый объем оказался весьма небольшим.

А вскоре выяснилась еще одна проблема, связанная с тем, что верх одержала идея ОКБ-52. Его специалисты не имели достаточного опыта по работе с оборудованием обитаемых космических кораблей, и это поставило под угрозу сроки выполнения задания. А сдвигать их было некуда: запуск станции хотели приурочить к XXIV съезду КПСС, который должен был открыться в Москве в конце марта 1971 года. Поэтому, а также потому, что совсем «отодвинуть» КБ Сергея Королева от работ над орбитальной станцией означало создать ненужное напряжение в отрасли, решено было использовать для оборудования станции элементы хорошо показавших себя космических кораблей серии «Союз». Тем более, что два корабля этого типа — «Союз-4» и «Союз-5» — 16 января 1969 года впервые в мире осуществили пилотируемую стыковку, образовав своего рода орбитальную станцию краткосрочного действия.

В итоге этой кооперации на свет появилась первая в мире долговременная орбитальная станция (ДОС), которая получила шифр «изделие 17К», а в историю вошла как орбитальная станция «Салют-1». В конце февраля 1971 года станцию и ракету-носитель «Протон», которая должна была вывести ее на орбиту, доставили на космодром Байконур, и вроде как успевали поставить на стартовый стол до начала очередного партийного съезда. Но в итоге опоздали на 10 дней: съезд завершил работу 9 апреля, а станция отправилась на орбиту только 19-го.

Конструктивно «Салют-1» представлял собой соединение четырех цилиндров разного диаметра, каждый из которых был самостоятельным отсеком станции. Средний, самый крупный, который состоял из двух частей, назывался рабочим: именно в нем располагались рабочие места космонавтов и практически вся необходимая аппаратура для экспериментов и наблюдений, а также спортивные тренажеры. Под них была отведена бОльшая часть отсека, а в меньшей располагался центральный пост управления станцией, спальные места космонавтов, обеденный стол и место отдыха. Со стороны этой «спальной» части станции располагался переходный отсек, к которому должны были пристыковываться космические корабли «Союз». А со стороны более крупной секции рабочего отсека располагался агрегатный отсек, в котором находилось оборудование, отвечавшее за движение и жизнеобеспечение станции: там находились двигатели с запасом топлива и панели солнечных батарей.Первая экспедиция к «Салюту» отправилась почти сразу после его запуска: «Союз-10» (экипаж — Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников) стартовал к станции 24 апреля 1971 года. Но успешным этот полет не был: завершить стыковку со станцией космонавтам не удалось, и после суток напряженной работы, связанной с попытками задействовать резервную схему отстыковки, «Союз» наконец отделился и 25 апреля вернулся на Землю.

Второй полет, в который 6 июня 1971 года отправился космический корабль «Союз-11» с экипажем в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева, завершился удачной стыковкой на следующий день, 7 июня. Трое космонавтов стали первым в мире экипажем обитаемой космической станции, а 23 дня, которые они провели на орбите — первым в мире периодом существования на орбитальной станции. Увы, возвращение триумфаторов на Землю оказалось трагическим: после разделения отсеков при сходе с орбиты спускаемый аппарат «Союза-11» разгерметизировался, и все трое погибли.

«Салют-1» проработал на орбите 175 дней. По команде с Земли 11 октября 1971 года на станции включились тормозные двигатели, расположенные в агрегатном отсеке, она сошла с орбиты и частично сгорела в атмосфере, а то, что уцелело, утонуло в Тихом океане. Но путь к «космическим домам» был проложен, и он оказался торным. 3 апреля 1973 года на орбиту вывели «Салют-2», 26 июня 1974 года — «Салют-3», причем обе эти станции работали прежде всего на военных и заметно отличались по конструкции от первой. А 26 декабря 1974 года на орбиту отправился «Салют-4», представлявший собой «гражданский» вариант станции и созданный не в челомеевском ОКБ-52, а в ОКБ-1. Он проработал на орбите существенно дольше своих предшественников — два с лишним года, до 3 февраля 1977-го. Но еще до того, как «четверку» свели с орбиты, к ней 22 июня 1976 года присоединился «Салют-5» — последняя станция Владимира Челомея и последний из чисто военных «Салютов».

«Салют-5» до 8 августа 1977 года, а 29 сентября его сменил на орбите «Салют-6» сборки ОКБ-1 — первая станция, время пребывания космонавтов на которой перевалило за сто дней. Последним среди «Салютов» стал «Салют-7», стартовавший на орбиту ровно через 11 лет после первой космической станции этой серии — 19 апреля 1982 года. На нем были поставлены еще два рекорда длительности проживания на орбите — 211 и 237 суток, и он же стал самым долгоживущим «Салютом», проведя на орбите почти девять лет, до 7 февраля 1991 года.

Источник: rusplt.ru

Просмотров: 5 704 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.