/Поздравляем/

Боевой «Севастополь»

29 июня 1911 года на Балтийском заводе в торжественной обстановке состоялся спуск на воду линкора «Севастополь» — первого русского линкора нового, самого современного типа.

После неудачной Русско-японской войны 1904–1905 годов, особенно после поражения в Цусимском сражении, Россия осталась практически без флота. Тихоокеанский и Балтийский флоты потеряли самые современные и мощные корабли, лишь на Черном море оставалось достаточное количество эскадренных броненосцев.

Почти сразу после войны, весной 1906 года при Морском министерстве была создана Особая комиссия, призванная осмыслить итоги недавних сражений, пересмотреть воззрения на тактику эскадренного боя и выдвинуть технические требования к новым кораблям. К концу 1907-го Морское министерство проделало эту аналитическую работу и разослало ведущим отечественным заводам и иностранным фирмам приглашение принять участие в конкурсе на лучший проект линейного корабля.

К приглашению прилагалась целая книга, описывавшая тактико-технические требования к новому кораблю: водоизмещение около 19–20 тысяч тонн, скорость хода не менее 21 узла, артиллерийское вооружение главного калибра не менее чем из восьми 305-миллиметровых орудий, толщина броневого пояса по ватерлинии до 203 мм.

В объявленном конкурсе на главный корабль русского флота приняли участие шесть отечественных заводов и 21 иностранное предприятие. К весне 1908 года они представили в общей сложности 51 проект. Лучшими были признаны проекты российского Балтийского завода, германской фирмы «Блом унд Фосс» и итальянской «Ансальдо».

В итоге решено было строить корабли собственными силами, но с учетом новейшего иностранного опыта. В июне 1909 года на судостроительных заводах Петербурга заложили сразу четыре линейных корабля нового типа. Все они получили «звучащие» имена, прославленные в русской военной истории, — «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава».

Новые корабли по своей архитектуре и системам вооружения разительно отличались от прежних эскадренных броненосцев. Длина корпуса каждого составляла более 180 м, а наибольшая ширина достигала почти 27 м. Артиллерию главного калибра составляли четыре башни по три пушки (305 мм) в каждой. Эти 12-дюймовые орудия были изготовлены в Петербурге на Обуховском заводе, они могли производить 2–3 выстрела в минуту, направляя снаряд весом свыше 470 кг на расстояние почти в 30 км.

29 июня (16 июня по ст. ст.) 1911 года на Балтийском заводе в торжественной обстановке состоялся спуск на воду линкора «Севастополь» — головного в заложенной серии. Россия продемонстрировала, что готова строить самые современные боевые корабли нового типа.

Однако завершающие работы заняли еще более двух лет, и только в первой половине 1914-го на «Севастополе» и его «систершипах» (последующих кораблях одной серии) закончился монтаж всех систем и башенных установок. Ходовые испытания прошли уже после начала Первой мировой войны. Линкор «Севастополь» продемонстрировал скорость хода в 24,6 узла (45,6 км/ч) и был введен в состав флота в декабре 1914 года.

Все годы Первой мировой «Севастополь» входил в состав 1-й бригады линейных кораблей, базировавшихся в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Всю Гражданскую войну линкор простоял в Кронштадте, лишь раз осенью 1919 года поучаствовав в обстреле с моря наступавших на Петроград войск генерала Юденича.

В 1921 году линкор был переименован, получив имя «Парижская Коммуна», которое ему пришлось носить 22 года. В 1929-м бывший «Севастополь» совершил переход из Балтики в Черное море и вошел в состав Черноморского флота, где после революции и Гражданской войны не осталось ни одного линкора. Так «Парижская Коммуна» стала флагманом Черноморского флота — бывший линкор «Севастополь» отныне базировался в городе, в честь которого получил первое имя.

Во время Великой Отечественной войны линкор активно участвовал в обороне Севастополя и Крыма, не раз обстреливая вражеские войска. 31 мая 1943 года ему было возвращено первоначальное имя — «Севастополь».

Только главный калибр линкора за время войны сделал более трех тысяч выстрелов, выпустив по противнику свыше полутора тысяч тонн тяжелых снарядов калибра 305 мм. Зенитки линкора с 1941-го по 1944-й отразили свыше 20 массированных авианалетов вражеских бомбардировщиков.

В честь боевого «Севастополя» была создана песня с такими словами:

Врагам посылая железо и пламя,

Ты с честью сражался в упорном бою.

За город, чье имя ты носишь, как знамя,

За берег родной, за Отчизну свою.

Летом 1945 года линейный корабль «Севастополь» за успешное выполнение боевых задач в годы Великой Отечественной войны был награжден орденом Красного Знамени. Еще целое десятилетие после окончания Второй мировой он оставался в строю, входя в состав Черноморского флота.

И только начало атомной и ракетной эры завершило боевую службу линейного корабля, который более века назад, 29 июня 1911 года стал настоящей победой отечественного военного кораблестроения.

Источник: rusplt.ru

Просмотров: 494 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив