/Поздравляем/

Значимый этап развития российского подводного флота

Значимый этап развития российского подводного флота

23 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе было заложено пять субмарин проекта «Сом» — нового для русского флота типа подводных кораблей.

Вторую половину XIX — начало XX века в истории военно-морского флота можно назвать «соревнованием подводных лодок». В США, во Франции, в Швеции, Испании, Великобритании появлялись проекты кораблей нового типа — идущих под водой, невидимых и потому, как казалось, неуязвимых. В России первые подлодки конструкции Степана Карловича Джевецкого поступили на вооружение еще в 1880-х. Эти лодки длиной 6 метров имели экипаж из трех человек и могли погружаться на глубину до 12,5 метра. Однако винт на них приводился в действие экипажем с помощью педального привода с велосипедными цепями, поэтому скорость была невелика — всего 2,5 узла (примерно 4,6 км/ч). Вооружение состояло из всплывающих мин. Всего было изготовлено 50 таких лодок, но вскоре от них отказались, потому что они из-за своих характеристик стали практически непригодны для боевого применения.

В начале XX века промышленное производство электродвигателей, электрических аккумуляторов, дизельных двигателей и торпедного оружия дало новый импульс развитию подводных лодок. Для создания кораблей этого типа в январе 1901 года Морское министерство образовало Строительную комиссию подводных лодок, разработавшую проект первой российской боеспособной лодки. Этот корабль, получивший название «Дельфин», был построен в 1903 году и летом 1904-го вошел в состав Балтийского флота. Лодка имела в длину около 20 метров, погружалась на глубину до 50 метров, могла принимать экипаж до 20 человек, шла под водой со скоростью 6 узлов (около 11 км/ч), была вооружена торпедами. К 1906 году было построено 20 лодок типа «Дельфин», на Тихом океане они успели принять участие в Русско-японской войне 1904–1905 годов.

В то же время один из передовых проектов подводных кораблей принадлежал американскому изобретателю ирландского происхождения Джону Холланду. Его лодки в 1900 году были приняты на вооружение флота США. Эти подводные корабли отличались высокой скоростью хода, хорошей мореходностью, точностью торпедной стрельбы, быстрее погружались, были более совершенны с технической точки зрения.

В сентябре 1903 года с фирмой Холланда был подписан договор сроком на 25 лет о праве строить по его проекту подводные лодки для российского военно-морского флота. Главное управление кораблестроения и снабжений Морского министерства в феврале 1904-го поручило Невскому судостроительному заводу изготовить пять подлодок типа «Холланд». 23 мая (10 по ст. ст.) 1904 года работы начались. Лодки строили по зарубежным чертежам из отечественных материалов, однако некоторые детали и узлы заказывали за границей, чтобы сократить сроки. Шла Русско-японская война, и подлодки требовались на Дальнем Востоке.

По плану все подлодки должны были быть построены к сентябрю 1904-го, но из-за отсутствия необходимого опыта работы затянулись. Первая лодка сошла на воду только в октябре 1904 года, ходовые испытания прошли в июне 1905-го, а в эксплуатацию все пять лодок были сданы лишь 7 июня (25 мая по ст. ст.) 1906 года. По традиции того времени все подлодки получили «рыбные» имена: «Щука», «Пескарь», «Белуга», «Стерлядь» и «Лосось». Еще раньше, в 1904 году в состав флота вошла однотипная подводная лодка «Фултон», которая в готовом виде была приобретена в США и получила в России название «Сом». Поэтому все подводные корабли, построенные по чертежам Холланда, относили к подлодкам проекта «Сом». В 1907-м была построена еще одна лодка этого типа — «Судак». 12 мая (29 апреля по ст. ст.) 1904 года в море недалеко от Владивостока подводная лодка «Сом» заметила японские корабли и стала готовиться к атаке. Однако японцы, заметив подлодку, обстреляли ее и ушли. Это было первое боевое применение подводной лодки в истории российского флота.

К началу Первой мировой войны пять подлодок типа «Сом» находилось на Балтике, две — в Севастополе. Их использовали в основном для дозора при подходе к морским базам. В 1916 году подлодка «Сом» затонула при столкновении со шведским пароходом, остальные шесть в 1918 году были захвачены германскими войсками и затем затоплены в 1919-м по решению стран Антанты. 

Создание лодок типа «Сом» позволило отечественным кораблестроителям ознакомиться с зарубежным опытом строительства подводных кораблей, а русским морякам — освоить их боевое применение. Подлодки проекта «Сом» стали значимым этапом в развитии отечественного подводного флота, который сейчас является одним из самых мощных в мире.

Источник: rusplt.ru
Просмотров: 339 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив