/Спорт и туризм/

11 лучших футболистов СССР всех времен

Денис Романцов – о славных советских игроках.
Вратарь Лев Яшин
Весной 1949 года на сборе в Гаграх 19-летний Яшин проводил один из первых матчей за «Динамо» – против сталинградского «Трактора». Их вратарь далеко выбил мяч, а Яшин столкнулся со своим защитником Аверьяновым и пропустил. Через полтора года Яшин ошибся в первой официальной игре за «Динамо», столкнувшись со Всеволодом Блинковым, и спартаковец Паршин сравнял счет. И все-таки к середине пятидесятых Яшин стал основным вратарем «Динамо», а потом сборной, с которой удачно съездил на Олимпиаду в Мельбурн. «После победы на Олимпиаде возвращались домой сначала на теплоходе «Грузия», а потом на поезде из Владивостока в Москву, – рассказывалмне врач золотой олимпийской сборной Олег Белаковский. – На каждой станции нас встречали демонстрациями. Как раз накануне Нового года в вагон ввалился бородатый мужик с мешком на плече: «Сынки, а где Яшин?» Лева подошел к старику, а тот достал самогон, пакет семечек и упал на колени: «Вот все что есть. Спасибо от всего русского народа». После двух голов от Чили в 1/4 финала ЧМ-1962 Яшина пылко обругали пишущие журналисты и он отошел от футбола. Рыбачил, собирал грибы в Новогорске, а потом вернулся и, пропустив за чемпионат только шесть мячей, сделал «Динамо» чемпионом и стал лучшим игроком мира. Яшин – единственный в истории футбола вратарь, получавший «Золотой мяч», он добыл золото Олимпиады-1956 и Кубка Европы-1960, достиг полуфинала ЧМ-1966 и пять раз становился с «Динамо» чемпионом страны.
Альтернатива: Ринат Дасаев.
 
Защита Альберт Шестернев 
В юности Шестернев был чемпионом Москвы в беге на сто метров, но выбрал футбол, став вратарем в железнодорожной команде. К двадцати годам он сменил амплуа и попал в ЦСКА, где раскрылся в 1961 году у Константина Бескова. В двадцать один год Шестернев стал капитаном ЦСКА, а в двадцать пять поехал со сборной, которую тренировал торпедовец Николай Морозов, на чемпионат мира в Англию, где тоже был капитаном и доиграл полуфинал против Западной Германии с вывихнутым плечом. В 1968 году Шестернев выбрался со сборной в полуфинал чемпионата Европы. «0:0 с Италией после двух  овертаймов, – вспоминал вратарь той сборной Юрий Пшеничников. – Пенальти не было, кидали монетку. Шестернева спросили: «Герб или корона?» Якушин, опытный в орлянке, кричал: «Герб! Герб!», а Шестернев растерялся и впал в ступор. Якушин ему: «Герб, твою мать!», но Шестернев молчал. Тогда судья Иштван Жолт повернулся к капитану итальянцев Факкетти, тот сказал: «Герб» и Италия вышла в финал, где обыграла Югославию. Годы спустя Факкетти признался в интервью: «Я даже не угадывал. Русский тренер сказал, а я повторил». Через два года Шестернев выиграл с ЦСКА чемпионат страны, в переигровке золотого матча превзойдя «Динамо», а потом завязал с карьерой игрока, передав капитанскую повязку в сборной Муртазу Хурцилаве.
Альтернатива: Анатолий Масленкин
 
Защита Муртаз Хурцилава
Первый грузин, ставший капитаном сборной СССР. В полуфинал Евро-1968 наша сборная вышла после победы над Венгрией (3:0 – после поражения в Будапеште 0:2), один из голов в том матче случился после дальнего удара вонзившегося в атаку Хурцилавы. Играя защитника, Хурцилава забил двадцать два мяча за тбилисское «Динамо» и сборную. Йожеф Сабо вспоминал: «Хурцилава был уникальным персональщиком, в Англии блистательно сыграл против Сандро Маццолы. Бывало, когда тренеры начинали объяснять Муртазу, как именно нужно действовать против того или иного форварда, он резко перебивал: «Нэ надо, дарагой! Просто скажи номэр!» В 1972 году Хурцилава дошел со сборной до финала чемпионата Европы (там мы проиграли ФРГ 0:3) и попал в символическую сборную турнира – вместе с Францем Беккенбауэром, Паулем Брайтнером и Ревазом Дзодзуашвили. Тем же летом Хурцилава добыл бронзу мюнхенской Олимпиады, забив один из мячей в матче за третье место.
Альтернатива: Александр Чивадзе
 
Защита Анатолий Демьяненко
Лучший футболист СССР 1985-го по опросу еженедельника «Футбол». В тот год Демьяненко, играя левого защитника, забил одиннадцать мячей. В 1985 и 1988 годах Демьяненко попадал в список претендентов на Золотой мяч, причем во втором случае стал тринадцатым, опередив Манчини, Хаджи, Савичевича и Дзенгу. В 1983 году Демьяненко забил прекрасный мяч португальцам в отборе на Евро-1984, а через три года в Лионе как капитан киевского «Динамо» поднял над головой Кубок Кубков после победы над «Атлетико» Луиса Арагонеса. Тот финал случился через неделю после чернобыльской аварии: «Нас тогда во Франции чуть ли не с дозиметрами встречали, – вспоминал Демьяненко в интервью segodnya.ua. – Лобановский перед игрой попросил: «Ребята, у нас такая трагедия, поэтому мы просто обязаны выиграть, чтобы в такое время дать нашим людям повод и для радости. Прошу вас на эти 90 минут отогнать тяжелые мысли и чувства и полностью сконцентрироваться на игре». «Динамо» выиграло 3:0. Через два года Демьяненко дошел со сборной до финала чемпионата Европы, где победа была за Голландией, а спустя годы узнал, что после того турнира его хотела купить «Рома» – «Динамо» отказало.
Альтернатива: Владимир Бессонов

Полузащита и атака
Валерий Воронин
Лучший футболист СССР 1964 и 1965 годов обладал такой внешностью, что в 1966 году режиссер Марлен Хуциев предложил ему роль Володи в картине «Июльский дождь». Воронин не смог – нужно было ехать со сборной в Латинскую Америку, а Володю сыграл Александр Белявский. Воронин дважды выиграл с «Торпедо» чемпионат СССР, а в двадцать два года в Чили стал первым и последним советским футболистом, кто вошел в символическую сборную чемпионата мира – вместе с Гарринчей, Масопустом, Мальдини-старшим и другими. France Football дважды включал Воронина в десятку лучших игроков Европы, а потом наступил 1968-й: «Сборная тренировалась в Вешняках, в комсомольском центре отдыха, – рассказывал напарник Воронина по полузащите «Торпедо» и сборной Николай Маношин. – Туда приехала какая-то комсомольская делегация. Валера познакомился с девушкой, а когда ее делегация поехала в Рязань, Валера оставил сборную и помчался за ней. Всю ночь прокутили, и по пути назад Валера заснул, выехал на встречку и врезался в грузовую машину. Ему повезло, что плохо закрепил сиденье. Его ударило рулевой колодкой по лицу и отбросило далеко назад, а если б сиденье было закреплено – снесло бы голову вообще. Валерка гордился своей красотой, а потом, после операции, закрывал нижнюю часть лица, когда разговаривал. Ему Беккенбауэр предлагал сделать операцию в Германии, но наши не разрешили – что смогли, то сами и слепили». В сборной Воронин больше не появлялся.
Альтернатива: Юрий Войнов
 
Игорь Нетто
На чемпионате мира-1962 Игорь Численко забил Уругваю через дырку в сетке, судья засчитал, тогда к нему подошел капитан нашей сборной Игорь Нетто и признался, что мяч был забит не по правилам. «Мы с Игорем с детства вместе гоняли мяч и в Москве, и летом в Звенигороде. Он был маленький, но шустрый. Старшие всегда брали его в свою команду, а меня – разве что для комплекта, – рассказывал мне брат Нетто Лев Александрович. – Когда я уходил на фронт, у Игоря была тренировка в «Юных пионерах». Попрощались с ним и он побежал к себе на «Динамо». После этого мы не виделись 13 лет». Двенадцать из восемнадцати сезонов в «Спартаке» Игорь Нетто был капитаном, пять раз выигрывал чемпионат страны, на победной Олимпиаде забил один из мячей в ворота Индонезии, а в 1960 поднял первый Кубок Европы. Эту историю я услышал от олимпийского чемпиона Мельбурна Алексея Парамонова: «От Владивостока до Москвы добирались 10 дней. Я повесил в нашем купе гирлянды, на какой-то станции нашли елку. Со мной жили Симонян, Нетто и Сальников, потом Лева Яшин подтянулся. То, что полагалось на ужин в вагоне-ресторане, взяли с собой в купе и отпраздновали наступление 1957-го. На одной из станций в вагон зашел пожилой человек и закричал: «Где здесь Гусь?» Нетто очень не любил, когда его так называли, но подошел, принял в дар ведро водки. А что такое ведро водки на вагон? Никто и не заметил».
Альтернатива: Виктор Колотов
 
Федор Черенков
Вратарь «Спартака» восьмидесятых Алексей Прудников рассказывал: «В дубль меня взяли вместе с Черенковым. Николай Петрович Старостин говорил Бескову: «Кость, посмотри на мальчика. С мячом хорошо обращается. Все при нем». Бесков посмотрел на Черенкова в двусторонке: «Силенок нету у него». Функционально Федя был не готов – ум есть, а физики не хватало. Человек сто прошло через эти двусторонки. В общем, вычеркнул Бесков Черенкова. Старостин возразил: «Ну чего ты. Пусть получает свои 60 рублей – поможем семье. У него отца нет». Бесков: «Ладно». Федя тогда даже в 25 лучших не попадал в своем возрасте. Но ему дали возможность тренироваться со «Спартаком», он стал быстро расти. Парень-то умный. Заиграл».
Черенков забил 12 мячей за сборную и 89 – за «Спартак», с которым трижды стал чемпионом. В 1983 и 1989 году Черенков избирался лучшим футболистом страны. «Один гол Федор ценит особенно высоко – тот, что в 80-м на поле «Мараканы» бразильцам в первом тайме забил, – писал в своей книге Ринат Дасаев. – Мы к этому моменту проигрывали. На 22-й минуте Нуньес, пока мы разбирались в непривычной обстановке, и защитников и меня перехитрил. Под грохот и шум гигантских трибун бразильцы шли в атаку. И даже когда Зико не забил пенальти, в победе своей они не сомневались. Было от чего растеряться. Я уж не знаю, что тогда Черенков испытывал. Но когда мяч после удара Андреева отскочил от защитника к нему, Федор не дрогнул. Он потом долго не мог успокоиться. И среди ночи в гостиничном номере, видно почувствовав, что я тоже не сплю, неожиданно сказал: «Не поверишь, Ринат, но я еще мальчишкой мечтал бразильцам забить».
Альтернатива: Александр Заваров
 
Игорь Численко
«Зимой тренируемся на теннисном корте, – вспоминал партнер Численко по «Динамо» и сборной Владимир Кесарев. – После занятий Численко встал за уголочек покурить. В дубленке. Рядом проносится Якушин. Число раз – и в рукав сигарету. Но Михей-то профессор: «Ну что, Игорек, как потренировались?» – «Да так, ничего, Михаил Иосифович». – «Устал?» – «Да нет, не устал» – «Я смотрю, вы с мячом-то неплохо обращаетесь». Стоит разговаривает и смотрит – у Численко из рукава дым пошел. Говорит: «Сигаретку-то погасите. Я так полушубок в армии сжег».
Численко, дважды чемпион страны в составе московского «Динамо» – один из лучших бомбардиров в истории сборной СССР. На чемпионате мира в Чили он убежал от двух колумбийских защитников и забил с паса Валентина Иванова, через четыре года в Англии сместился в центр со своего правого края, обыгрался с Банишевским, выполнившим пас пяткой, и забил победный мяч Италии. В полуфинале ЧМ-1966, получив по колену от Шнеллингера, Численко ударил в ответ, отхватил красную карточку и стал на родине героем газетных фельетонов: его обвиняли в спекуляции заграничными плащами. Еще через год Численко забил Гордону Бэнксу два мяча на «Уэмбли». Потом он завершил карьеру из-за травмы колена и устроился на асфальтобетонный завод.
Альтернатива: Игорь Беланов
 
Эдуард Стрельцов
Четвертый бомбардир в истории сборной СССР (25 голов) и олимпийский чемпион Мельбурна с двадцати до двадцати восьми лет не играл в футбол профессионально, сидя в тюрьме по фиктивному обвинению в изнасиловании. «Вся сборная тогда два дня пьянствовала в Тарасовке, – рассказал Валерий Маслов. – Команда поехала на примерку новых костюмов, а Стрельцову, Огонькову и Татушину их пошили раньше. Они остались – и случилась эта история. Когда Татушина отстранили, он тренировал команду Карачаровского механического завода и позвал меня к себе. Для Татушина отлучение от футбола стало трагедией. Он-то находился там со своей девушкой, будущей женой. Их с Огоньковым вообще ни за что дисквалифицировали. Стрельцову девушка говорила: «Отдашь мне свой автомобиль «Победа» – и я заберу заявление». Она в итоге и так заявление забрала, но Эдика все равно посадили. Эдик вырос без отца, рано пошел работать на завод, отучился всего 8 классов – простой, заводской парень – возьми и ляпни на допросе: «Дурак я, что в ФРГ не остался». После этих слов Стрельцова и решили закрыть: боялись, что если пустить его на чемпионат мира в Швецию – он оттуда не вернется».
Николай Маношин вспоминал: «Спрашиваю: «Эдик, что с бабой-то у тебя тогда было? За что 12 лет дали?» Говорит: «Какое там могло быть изнасилование, когда она сама с нами пошла – с Огоньковым, Татушиным, летчиком. Те разобрались с девушками, а мне эта осталась. Выпили, легли... Она меня за палец укусила. Утром проснулся – я голый, она голая. Что было – я и не помню. Ребята мне после рассказывали – видели эту девушку, выходившую из КГБ. Фурцева хотела дочь за меня выдать, а я свою девушку ни на кого менять не хотел. Вот мне и отомстили». Только через два года после досрочного освобождения Стрельцов получил разрешение вернуться в «Торпедо», сразу сделал его чемпионом и дважды стал лучшим игроком страны.
Альтернатива: Никита Симонян
 
Олег Блохин
Обладатель «Золотого мяча»-1975 (получил его только в 1977-м – перед игрой с «Баварией», в которой потом не забил пенальти), лучший бомбардир в истории сборной и чемпионата СССР. В 1975 году Блохин забил третий, последний мяч киевского «Динамо» «Ференцварошу» в финале Кубка Кубков, а в Суперкубке стал автором победного гола, получив мяч на своей половине и обведя пятерых игроков «Баварии». Блохин – единственный футболист в советской истории, кто признавался лучшим в стране три года подряд – с 1973-го по 1975-й. Песня «Виват, король», которую почти тридцать лет исполняет Тамара Гвердцители, была написана в 1989 специально к прощальному матчу Блохина. Самый красивый свой мяч он забил московскому «Динамо» в Кубке-1973 – в падении через себя. В 1978-м Блохин забил «Черноморцу» пяткой, а через год прямым ударом с углового – «Нистру». Если Блохин забивал, киевское «Динамо» не проигрывало в девяти случаях из десяти.
Альтернатива: Валентин Иванов
 
Всеволод Бобров
«Я увидел, что новичок, попав в общество чемпионов страны, держался уверенно и спокойно, – описывал первые впечатления от Боброва тренер ЦДКА Борис Аркадьев. – Это был настоящий, волей божьей талант и мастер индивидуальной игры. Его скоростная обводка была потрясающей». Бобров забил 80 мячей в 79 матчах за ЦДКА и пять мячей в трех матчах за сборную. В 1945 году Бобров присоединился к московскому «Динамо» в турне по Великобритании и стал там лучшим бомбардиром – шесть голов в четырех играх. «С такими ногами не то что играть – ходить нельзя», – говорил хирург Ланда, чинивший Боброва после переломов или вывихов. Бобров привел ЦДКА к пяти чемпионским титулам – трем футбольным и двум хоккейным, а потом переметнулся в команду Василия Сталина ВВС, и проспал ее вылет в Свердловск, где погибло 11 хоккеистов и два сотрудника военно-воздушной команды. «Сталин любил Севу и все ему прощал, – рассказывал спортивный врач Олег Белаковский. – Когда я только приехал в Москву, Бобров поругался с тренером ВВС Джеджелавой и очередной матч смотрел со мной на трибуне. После игры отмечаем в «Астории» мой приезд. Севе приглянулись две девушки. Говорит мне: «Пригласи любую из них на танец и скажи, что Бобров приглашает их в гости». Дамы оказались с молодыми людьми, но мы условились, что они попрощаются с ними и присоединятся к нам. В ночи приехали к Севе, но вслед за нами туда нагрянул генерал Василькевич с двумя помощниками: «Василий Сталин требует вас к себе». Бобров послал генерала, тогда Севу схватили и увели. Вернулся он под утро: «Все нормально. Сталин дал по морде, я извинился, что пропустил матч. Вот и все».
Альтернатива: Виктор Понедельник 
Источник http://www.sports.ru/


Просмотров: 4 000 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.