/Личность/

За Кубань пройдут сквозь стены и воду

 

За спасение целой семьи в поселке Мысхако во время наводнения в прошлом году казак Андрей Артюхов был представлен к высшей награде Кубанского казачьего войска – ордену «За выдающийся вклад в развитие Кубанского Казачества». Об истинных ценностях кубанских казаков герой поведал помощнику атамана Черноморского казачьего округа.

- Андрей Владимирович, орден «За выдающийся вклад в развитие Кубанского Казачества» - высшая награда казака, которую не просто заслужить. Расскажите, что произошло в ту ночь наводнения в июле 2012 года.

- Ночью 6-го июля, печально известной на всю страну наводнением, мне позвонил казак Александр, сообщив, что их частный дом в Мысхако затапливается. Семья из пяти человек, в том числе десятилетняя дочь и годовалый сын – мой крестник, собиралась покинуть дом, но быстро приходящая вода отрезала путь эвакуации. От бешеного напора воды выдавило окна и двери, и весь первый этаж полностью заполнился водой. Мне пришлось нырять в грязную воду, чтобы попасть в затапливаемый дом. Александр был растерян. Я помог взять детей и документы и подняться на чердак, так как вода моментально поднялась выше уровня первого этажа. Вода пребывала стремительным потоком и стало страшно от того, что дом стал трещать и мог просто рухнуть… И тогда казаки встали на молитву… Через несколько минут дождь прекратился, уровень воды остановился, напор ослаб и появилась возможность эвакуироваться из затопленного дома. На помощь приехал отец Александра, который в ту ночь не мог заснуть и почувствовал опасность. С помощью резиновой лодки мы с ним переправили семью на безопасное место и я забрал всех к себе домой в квартиру. Горжусь ли я этой наградой? Не знаю. Но по-другому поступить я просто не мог, мои предки-казаки не раз доказывали, что проявление мужества для казака – обыденное дело, и ничего сверхъестественного в этом нет. Мой прадед по материнской линии Павел Матвеевич Билый в 1905 году в возрасте 19 лет получил серебряные часы за проявленное мужество от государя Николая II. В семейном архиве есть памятное фото, на котором запечатлён прадед с наградой.

- Я знаю, что вы досконально изучали историю своего рода и выяснили удивительные подробности, это так?

- Мой пра-пращур Сидор Игнатьевич Билый происходил из дворян Новороссийской губернии (на нынешней Украине). Во время турецкой войны 1787-1791 г.г. на Днестре из упразднённого Запорожского войска образовалось войско верных казаков, названное впоследствии Черноморским. Первым кошевым атаманом у черноморцев по выбору казаков был Сидор Игнатьевич Билый. Во время первой войны Екатерины II с турками Запорожское войско принимало деятельное участие в военных действиях. В числе запорожской старшины был и Сидор Билый. За отличие в сражениях против неприятелей он удостоился получить в награду золотую медаль в 1770 году, по свидетельству сыновей он имел ещё офицерский крест Святого Георгия. Бесспорно, Сидор Билый был храбрый воин. Это доказывается всеми дальнейшими его военными подвигами в первую и вторую турецкие войны. Сидор Игнатьевич Билый был женат на Марии Даниловне, имел дочь Марию и четырех сыновей: Николая, Василия, Тимофея и Александра. Так вот моя семья – потомки старшего сына Николая. Они вместе с другими казаками стали первыми поселенцами и основателями станицы Курчанской. Вообще потомки рода Билых пережили многое. Чего только стоило раскулачивание станицы Полтавской, где тоже жили мои предки, когда 21 января 1933 года по приказу Свердлова всех до единого казаков станицы с семьями погрузили в товарные вагоны и без еды и воды отправили на Урал, в Нижнюю и Верхнюю Салду, на погибель. В станице тогда ни души не осталось, только собаки выли и коровы мычали недоенные. До Урала тогда добрались немногие, более половины умерли в дороге, первыми погибали дети. Но мои родичи выжили.

- А как они вновь оказались на Кубани?

- Сбежали. Шли назад пешком, без паспортов, без еды и денег, сменив фамилии на Артюховых, Артюхиных и Артюх. Тогда многие казаки меняли фамилии, благодаря чему спасали свои семьи.

- Как долго добирались с Урала ваши предки, идя назад на Родину?

- Шли они с семьями с Урала до Кубани три года, перебираясь исключительно ночами. Но дошли! И поселились в районе хутора Протоцкий, ныне Трудобеликовский Красноармейского района. После изгнания казаков из станицы Полтавской в 1933-м её заселили красноармейцы и назвали станицу село Красноармейское. А в 1994 году станицу Красноармейскую вновь переименовали в Полтавскую, и добился этого атаман Алексей Артюхов – мой Дядько. Он собрал референдум, и жители проголосовали за возвращение исторического названия. Теперь станица Полтавская является центром Красноармейского района.

- Андрей Владимирович, откуда вам известны такие подробности о жизни своей семьи?

- Мои бабушки с детства полушёпотом рассказывали мне всю историю рода, выселения, раскулачивания. Даже во время социализма в семье в красном углу стояли родовые иконы. А когда бабуня увидела меня в 1994 году в казачьей форме, сильно расплакалась, все повторяя: «Хлопчики, да неужто не расстреляют нас за это?» С тех пор я не скрываю своего казачьего происхождения.

- Шашкой и нагайкой владеете?

- А как же! Есть у меня и шашка, и нагайка, на лошади езжу с пяти лет, причем конным спортом в школе я занимался с тренером профессионально. Чтобы попасть к тренеру на занятие 25 километров на велосипеде из одной станицы в другую ехал. Потом на лошади тренировался ездить, потом такое же расстояние на велосипеде преодолевал, чтоб до дома добраться.

Андрей Артюхов продемонстрировал собственную шашку и нагайку, показав несколько приемов. На конце нагайки, которую мне дали подержать, я обнаружила тяжелый наконечник, который при легком ударе об руку бил ну очень больно.

- Наконечник кожаного хлыста у нагайки называется хлопунец. В него вшивается до 30 граммов свинца, поэтому он такой тяжелый. Нагайкой в старину обязаны были владеть и казачата, и казаки, и казачки. Казачонка, пока он не овладеет нагайкой, к шашке не допускали. Казачке в руки шашку брать воспрещалось, но она в отсутствии казаков, которые часто уезжали на военные сражения, должна была охранять и защищать себя и детей. Потому женщины нагайками владели виртуозно, и с ее помощью могли сражаться и победить сразу несколько нападавших противников. По сравнению с нагайкой, нунчаки – просто детская игрушка. Почему-то бытует мнение, что казаков за малейшую провинности сразу секли. Это преувеличение. На самом деле быть высеченным нагайкой казак мог за очень серьезный проступок. Это была крайняя мера.

- Я знаю, что в Новороссийском казачьем обществе маленьких казаков и казачек обучают Казачьему спасу - древнему искусству ведения боя. Это так?

- Да, их обучают владеть шашкой, нагайкой, но нужно понимать, что Казачий спас – это не просто боевое искусство, основанное на выполнении четких механических движений, отточенных в результате долгих тренировок. Казачий спас – это древнейшая кладезь знаний ведения боя и выживания, основанная на совершенствовании духовной практики.

- Есть исторические записи, утверждающие, что древние казаки могли исчезать на поле боя бесследно, проходить сквозь стены, обладали боевыми магическими заклинаниями, благодаря которым раны затягивались буквально на глазах. Сейчас эти знания хотя бы частично сохранились?

- Частично сохранились. Насчет прохождения сквозь стены и бесследного исчезновения утверждать не берусь, но по поводу ведения бесконтактного боя скажу – я знаю новороссийских казаков, которые обладают таким искусством. Кстати, есть небезосновательное мнение, что в основе восточных единоборств заложены принципы именно Казачьего спаса.

- Главные каноны, по которым живёт казак –это Православная вера, молитва и казачий дух. А какие интересные казачьи неписанные традиции вы можете рассказать?

- Это почитание старших. Казак ломал (снимал) папаху перед образами (иконами) и перед стариками. Заходя в дом в гости, всегда крестился и приветствовал хозяина: «Мир вашему дому». В ответ слышал: «С миром встречаем». Младший из сыновей казака оставался жить в родительском доме на батьковщине, а старшие строили себе хаты, но делали это гуртом, саманы лепили всей станицей.

- Вы упомянули о семейном архиве, в котором есть фотографий ваших предков-казаков. А еще какие-то семейные реликвии в семейном архиве есть?

- Есть старинная бабушкина прялка, которую она перед смертью попросила забрать из родительской хаты (прадеда Павла Матвеевича Билого в станице Курчанской) и сохранить, как память о ней. С этой прялкой связана удивительная история. После смерти Прадеда Белого, родственников, которые бы захотели жить в его хате, не нашлось, все уже осели по своим родовым гнездам, саманную хату в станице пришлось продать. О прялке забыли, не до нее тогда было. Прошло 27 лет после смерти Прадеда Билого, когда вместе с казаками я проезжал через станицу Курчанскую и не смог не заехать взглянуть на родные места. И так у меня сердце забилось! Дай, думаю, подойду к хате прадеда, взгляну на нее. Вышел во двор хозяин, который рядом с саманной хатой уже построил капитальный дом, а ветхое строение собирался сносить. Я попросил разрешения зайти в хату, хозяин разрешил, когда узнал, что я тут когда-то жил. Я даже подробное расположение комнат, прежде чем войти, ему описал. Захожу в хату, а в ней на печи бабунина прялка стоит. Слез я тогда сдержать не смог, попросил хозяев отдать ее мне, и те согласились. Меня потом просили отдать эту прялку в музей, но я не могу. Очень она мне дорога. А ещё мой ныне покойный отец, Владимир Васильевич Артюхов, последние 20 лет жизни писал очерки об истории нашего рода и мне предстоит разобраться с этими записями. Там много реальных историй о казаках нашего рода под фамилиями Билый, Ляшко, Часнык, Малый, Артюхов, Кладь, Калюжный, Скоробогач, Бондаренко.

- Андрей Владимирович, что Вам очень хотелось сделать?

- Вы знаете, была у меня мечта и месяц назад она осуществилась – я съездил на Украину со своими друзьями в город Новомосковск и помолился в трехалтарном Свято-Троицком соборе, заложенном там в 1773 году моим пра-пращуром атаманом Сидором Билым. Этот храм был построен из дерева без единого гвоздя! Уникальность архитектурной идеи состоит в расположении 9-ти башен-куполов. При осмотре собора с одной единственной точки на земле видимыми остаются все девять башен. А вообще казак без веры – это не казак! Когда я уходил в армию в 1983 году, у меня была при себе молитва, которую мне написала своей рукой покойная ныне бабушка. И я верю, что эта молитва хранит меня и мою семью. А еще есть у меня молитва, которую всегда произносили казаки перед боем, считалось, она делает их неуязвимыми.

- Можете поделиться ею с нашими читателями?

- Конечно!

Запорожская молитва воина:

Облачусь пеленой Христа,

Кожа моя- панцирь железный,

Кровь – руда крепкая,

Кость – меч булатный,

Быстрее стрелы,

Зорче сокола,

Броня на меня,

Господь во мне.

Аминь!

 

 

Наталья Герасимова, помощник атамана Черноморского казачьего округа, фото автора.

На фото 1905 года из семейного архива Андрея Артюхова – Павел Матвеевич Билый (справа).

 

Просмотров: 3 625 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.