/Культура/

Из фонда Президентской библиотеки: 215 лет назад Иван Крузенштерн «познакомил флот с океаном» и положил начало русским кругосветным путешествиям

Начало XIX?века было ознаменовано в России бурным развитием мореплаванияПервое русское кругосветное путешествие И.?Ф.?Крузенштерна и Ю.?Ф.?Лисянского по праву можно назвать беспримерным по проявленному мужеству и обобщённым после возвращения научным результатам. 7 августа 2018 года страна отметит 215-ую годовщину с того дня, как над легендарными шлюпами «Надежда» и «Нева» были подняты паруса и экспедиция стартовала в неведомое. В её кильватере в последующие два десятилетия последовали не менее значимые кругосветные плавания наших соотечественников. Обширные материалы об этих экспедициях войдут  в новую масштабную коллекцию Президентской библиотеки «Русские кругосветные путешествия первой половины XIX века».

Фонд Президентской библиотеки содержит редчайшие книги и документы, в которых воздаётся должное первопроходцам, чьи пути всегда – самые трудные. В фундаментальном труде Крузенштерна?«Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“», с электронной копией которого можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки, дано самое полное описание хода экспедиции и выпавших на долю её участников опасностей и лишений. Помощником начальника экспедиции и командиром «Невы» был назначен сокурсник Крузенштерна по Морскому корпусу Юрий Фёдорович Лисянский, с радостью написавший ему: «…весьма был бы щастлив, чтобы с тобою вместе служить…». Подробные рекомендации, маршруты и ожидания мореплавателей описаны в рукописном документе «Инструкция Главного правления Российско-Американской компании начальнику первой русской кругосветной экспедиции капитан-лейтенанту И.?Ф.?Крузенштерну», доступном на портале Президентской библиотеки. 

За время экспедиции на борту обоих парусников чего только ни происходило помимо сокрушительных штормов, рвавших порой паруса в клочья. «Чем дольше длилось плавание, – читаем в книге «Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до „Седова“», – тем скуднее становилась пища. Три раза в неделю ели солонину. Иногда хорошим дополнением к столу были пойманные тунцы или макрель. Как-то один из матросов поймал дельфина длиной в 3,5 фута. Офицеры купили его, чтобы приготовить к столу…». 

В таких суровых условиях нужно было не просто выжить, но ещё и вести тригонометрическую съемку, делать записи в личных дневниках наблюдений, помогать взятым на борт натуралистам. Крузенштерн отвечал за весь корабль и экипаж, руководил навигационными и астрономическими наблюдениями, вёл большую научную работу. Обо всём этом можно прочесть в электронной копии издания «Адмирал И.?Ф.?Крузенштерн. Первый русский плаватель вокруг света». В нём отмечается, что участникам первых русских кругосветок были поставлены конкретные коммерческие цели, но не только они вели по волнам отважных моряков: «Экспедиция эта имела ближайшую цель указать более удобный путь, которым Россия могла бы снабжать свои колонии на Северо-Западном берегу Америки. <…> Но не этот блестящий логистический план был главной задачей экспедиции. Не с тем снаряжалась экспедиция, чтобы один раз показать мимоходом всему свету русский флаг и сделать несколько открытий, нет, Крузенштерн желал, чтобы предприятие его положило начало кругосветным русским плаваниям; он желал, чтобы русский флот достиг во всех отношениях права занять место в ряду флотов издревле знаменитых морских держав».  

Участник первой кругосветки Ф.?Ф.?Беллинсгаузен совместно с М.?П.?Лазаревым на шлюпах «Восток» и «Мирный» в дальнейшем осуществит собственную кругосветную антарктическую экспедицию (1819–1821). «Он простирал изыскания за полярный круг, среди льдов, противоборствовал крепким ветрам, при туманах, снегах и морозах; прекратил изыскания тогда токмо, когда встретил непреодолимые ледяные громады, между коих продолжал действовать три месяца», – читаем в издании, включающем дневники Беллинсгаузена, – «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов».  

Многие иностранные экспедиции XVIII?века стремились, плавая в этих водах, достичь берегов таинственного материка на Южном полюсе, споры о возможном существовании которого велись не одно десятилетие. 28 (16 ст. ст.) июля 1819?года участники русской экспедиции Беллинсгаузена открыли-таки новый материк – Антарктиду! Так было преодолено многолетнее заблуждение, что нет такой земли или что достичь её невозможно…  

Помимо прочего, в ходе одного из самых сложных и значимых кругосветных путешествий было нанесено на карту несколько десятков островов. 

В 1826–1829 годах проходило кругосветное плавание под командованием М.?Н.?Станюковича и Ф.?П.?Литке на шлюпах «Моллер» и «Сенявин», о нём рассказывается в книге «Путешествие вокруг света, совершенное по повелению императора Николая I на военном шлюпе Сенявине в 1826, 1827, 1828 и 1829 годах, флота капитаном Федором Литке». Станюкович должен был описать западное побережье Америки и восточный сектор центральной части Тихого океана. Литке было поручено изучить западный сектор центральной части Тихого океана и побережье Азии. Помимо географического значения и ценности привезённых из путешествия карт, эта экспедиция внесла большой вклад в изучение биологии, зоологии, этнографии. 

Немало интересного можно найти также в изданиях?«Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжении 1819, 1829 и 1821 годов»; «Путешествие вокруг света, совершённое по повелению государя императора Александра Первого, на военном шлюпе предприятии, в 1825, 24, 25 и 26 годах под начальством флота капитан-лейтенанта Котцебу»; «Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до "Седова"» и других раритетах Президентской библиотеки.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Просмотров: 949 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.