/Здоровье/

Мужчины хотят жить так же долго, как женщины...

Мужчины хотят жить так же долго, как женщины...Мужчины смогут жить так же долго, как женщины. Мужчины могут жить так же долго, как женщины, однако этого не происходит из-за потери клетками крови Y-хромосомы. Во всем мире женщины в среднем живут на 5% дольше, чем мужчины. Ученые давно пытаются найти объяснение этому феномену, однако пока не продвинулись дальше гипотез и предположений. Например,по мнению доктора медицинских наук, президента Общества специалистов доказательной медицины и члена экспертного комитета по медицинским исследованиям Европейского бюро ВОЗ Василия Власова, продолжительность жизни представительниц прекрасного пола может быть больше по двум причинам:
во-первых, дам от болезней могут защищать их гормоны, во-вторых, женщинам свойственно менее агрессивное и саморазрушительное поведение.
Однако сейчас команда шведских ученых из Уппсальского университета провела исследование и выяснила, что жизнь мужчин существенно сокращается вследствие потери Y-хромосомы в некоторых клетках крови. С текстом работы можно ознакомиться в The American Journal of Human Genetics.
В исследовании шведов приняли участие 3,2 тыс. мужчин в возрасте от 37 до 96 лет.
При помощи анализа крови ученые установили, что Y-хромосома, которая отвечает за определение мужского пола организма, а также за нормальное формирование сперматозоидов, отсутствует в клетках крови 17% добровольцев.
«Примечательно, что потеря Y-хромосомы замечена у мужчин более старшего возраста», — комментируют исследователи.
Кроме того, ученые определили, что у мужчин с отсутствующей половой хромосомой выше вероятность стать жертвой болезни Альцгеймера или рака. По словам авторов работы, это связано с тем, что Y-хромосому теряют клетки крови под названием «лимфоциты», а именно они вовлечены в обеспечение нормальной работы иммунной системы. При этом одна из функций иммунной системы — это поиск и уничтожение клеток с патологическими изменениями, например раковых клеток или же клеток головного мозга, на которых накапливается бета-амилоид (этот белок при накоплении формирует бляшки, характерные для болезни Альцгеймера). «При этом мы не можем сказать, что мужчины с отсутствующей Y-хромосомой обязательно заболеют Альцгеймером, — добавляют ученые.
— В нашем исследовании участвовал 90-летний доброволец без этой хромосомы в клетках крови, но у него не было никаких намеков на заболевание».
Тем не менее авторы работы полагают: отсутствующую хромосому можно рассматривать как биомаркер (биологический признак), свидетельствующий о возможном риске, которому подвергаются мужчины. Именно поэтому ученые считают: в каждой стране мужчинам необходимо регулярно сдавать кровь, чтобы понимать, находятся они в группе риска или нет.
Ранее эта же команда ученых выяснила, что потере Y-хромосомы способствует не только преклонный возраст, но и наличие вредных привычек, в частности особому риску подвержены заядлые курильщики. «Возможно, именно поэтому курящие люди чаще заболевают раком», — высказали предположение шведские ученые. Соответствующая статья была опубликована в журнале Science в 2014 году.
Интересно, что исследователи заметили: у мужчин, бросивших курить, Y-хромосомы могут восстановиться.
В будущем шведы планируют изучить, как связаны потеря Y-хромосомы и риск возникновения деменции, а также выяснить, от каких именно форм рака чаще всего страдают мужчины, утратившие свою половую хромосому.
«На сегодняшний день большинство генетических исследований посвящено наследуемым мутациям, однако нужно обращать внимание и на мутации, которые мы приобретаем в течение жизни, — делает вывод ведущий автор исследования Ларс Форсберг. — Именно изучая приобретенные мутации, мы поймем, как предотвратить появление рака или болезни Альцгеймера, приводящие к ранней смерти».
Интересно, что ранее зарубежные СМИ сообщили: именно из-за Y-хромосомы на Земле скоро не останется представителей сильного пола. Эту теорию высказала австралийская исследовательница Дженни Грэйвс. По мнению женщины, через 5 млн лет на планете не будет ни одного мужчины из-за того, что половая хромосома медленно, но верно разрушается в ходе эволюции (когда-то она содержала более 1 тыс. генов, но на настоящий момент их количество сократилось до сотни).
Однако на самом деле австралийка не права: она предположила, что Y-хромосома мутирует и теряет гены с той же скоростью, что и в момент разделения двух половых хромосом (это произошло от 160 млн до 210 млн лет назад).
На самом же деле за последние 6–7 млн лет Y-хромосома не потеряла ни одного гена, а за последние 25 млн лет — только один.
Источник: Газета.ru